РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ​

Статья 1. Понятие и задачи Процессуального Кодекса

1.1. Процессуальный Кодекс – кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий процессуальный порядок последовательности действий, правил рассмотрения, разрешения гражданских и уголовных дел сотрудниками правоохранительных органов и судами в штате San-Andreas.

1.2. Задачами Процессуального Кодекса являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов штата San Andreas, других лиц, являющихся субъектами гражданских, уголовных или иных правоотношений. Процессуальный Кодекс должен способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Статья 2. Действие процессуального закона в пространстве

Производство процессуальных действий на территории штата San Andreas независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом.


РАЗДЕЛ II. ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА​

Статья 3. Уголовное судопроизводство существует для:

3.1. Защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

3.2. Защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Статья 4. Равенство всех перед законом и судом.

Правосудие по гражданским, уголовным и иным делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

Статья 5. Равноправие сторон.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статья 6. Презумпция невиновности:

6.1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением, приговором суда.

6.2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

6.3. Все сомнения о виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

6.4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Статья 7. Обязанность доказывания:

7.1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

7.2. В случае необходимости, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.

7.3. Неоспоримыми доказательствами виновности или невиновности гражданина Штата Сан-Андреас является запись Боди-Камеры сотрудников государственных структур или записи мобильных телефонов обвиняемого, потерпевшего, свидетеля(ей) в момент совершения преступления.

7.4. Сотрудники всех правоохранительных структур Штата, и US Army обязаны предоставлять записи со своих Боди-Камер зафиксировавшее само преступление Судьям Штата, Генеральному прокурору Штата, адвокатам Штата, своему руководству. На видеозаписи со стороны сотрудников государственных структур должна быть запечатлена команда включения видеокамеры.

Статья 8. Недопустимые доказательства:

8.1. Улики, которые были добыты незаконным путем, не являются доказательством и не имеют юридической силы.

8.2. К недопустимым доказательствам относятся:

- показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности, отсутствие записей видиофиксации состава преступления;

- улики, добытые незаконным путем, когда были нарушены положения действующих нормативных правовых актов (изъятие орудия без ордера на обыск, изъятие незаконных вещей у лица с неприкосновенностью без судебного решения о снятии неприкосновенности и т.д.).

- Обрезанные или неполные фрагменты видеофиксации состава преступления со стороны обвинения или со стороны защиты.

- Отсутствие на видеозаписи со стороны обвинения команды включения видеокамеры (Боди-Камера) сотрудниками правоохранительных структур, US Army.

8.3. Исключения недопустимости:

Улики, которые служили орудиями, оборудованием или иными средствами совершения конкретного преступления и сохранили на себе следы преступного действия. Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, произошедшего прямо на глазах и добытые по горячим следам.

Статья 9. Неприкосновенность личности.

9.1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных Уголовным кодексом Штата и в нарушении положений настоящего Кодекса.

9.2. Суд, прокурор, сотрудники правоохранительных органов Штата обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного Уголовным кодексом Штата.

9.3. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.


РАЗДЕЛ III. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГРАЖДАН, ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, И СЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ШТАТА.​

Статья 10. Основания и последовательность задержания подозреваемого гражданина в совершении преступления.

Если есть достаточные основания полагать и имеются неопровержимые доказательства того, что гражданин совершил преступление, то сотрудник правоохранительных органов обязан произвести его задержание в следующей последовательности:

10.1. Надеть наручники/стяжки на подозреваемого;

10.2. Предъявить подозреваемому служебное удостоверение, бейджик или жетон полицейского;

10.3. Зачитать подозреваемому его Конституционные права (Правило Миранды*);

10.4. Узнать у задержанного местонахождения его документов, достать и изучить их вернув их ему обратно;

10.5. Надев перчатки произвести первичный обыск подозреваемому на месте и изъять все запрещённые предметы сложив их в зип-пакеты:

10.6. Поместить гражданина на заднее сидение служебного автомобиля, оборудованного специальной разделительной решеткой (если такая предусмотрена конструкцией служебного автомобиля);

10.7. Доставить подозреваемого в полицейский участок или в штаб-квартиру FIB;

10.8. Произвести вторичный личный обыск подозреваемого:

10.9. Дать возможность подозреваемому совершить один телефонный звонок продолжительностью не более 5 минут.

10.10. Реализовать право задержанного на предоставление услуг адвоката. В случае если задержанный требует адвоката, сотрудник обязан сообщить об этом в рацию департамента. При отсутствии ответа в течение 5 минут, процедура порядка задержания продолжается с п.10.11 ст. 10.

10.11. Произвести допрос подозреваемого;

10.12. Если в процессе проведения дознания (допроса) выявится, что подозреваемый виновен, его следует поместить в места заключения, на предусмотренный законом срок или выписать штраф.

10.13. Сотрудник обязан внести в DataBase данные на преступника не позднее, чем через 20 минут. после заключения под стражу.

10.14 Сдать в установленном законом порядке изъятые у преступника оружие, боеприпасы и запрещённые действующим законодательством вещества.

10.15. Если преступление относится к ведению суда Штата, доставить подозреваемого в здание Капитолия (Мэрии) и передать его сотруднику USSS вместе с доказательствами его вины для проведения судебного заседания.

Статья 11. Последовательность действий и порядок задержания подозреваемого в совершении преступления сотрудниками USSS:

Если есть достаточные основания полагать и имеются неопровержимые доказательства в том, что гражданин совершил преступление, сотрудник USSS обязан произвести задержание подозреваемого в следующей последовательности:

11.1. Надеть наручники/стяжки на подозреваемого;

11.2. Предъявить подозреваемому служебное удостоверение;

11.3 Зачитать подозреваемому его Конституционные права (Правило Миранды)*;

11.4. Узнать у задержанного местонахождения его документов, достать и изучить их вернув их ему обратно;

11.5. Произвести первичный обыск подозреваемого с изъятием у него имеющиеся запрещенные действующим законодательством предметы;

11.6. Поместить подозреваемого в изолированное помещение;

11.7. Определить подведомственность совершённого преступления подозреваемым и вызвать для передачи его сотрудникам правоохранительных структур с передачей доказательств совершённого преступления прибывшему сотруднику, а в случае невозможности доставить задержанного в FIB, LSPD, BСSD, US Army;

11.8. Если преступление относится к юрисдикции USSS дать возможность подозреваемому совершить один телефонный звонок продолжительностью не более 5 минут;

11.9. Реализовать право задержанного на предоставление услуг адвоката. В случае если задержанный требует адвоката, сотрудник USSS обязан сообщить об этом в рацию департамента. При отсутствии ответа в течение 5 минут, процедура порядка задержания продолжается с пункта 11.10. ст. 11.

11.10. Произвести допрос подозреваемого;

11.11. Если в процессе проведения дознания (допроса) выявится, что подозреваемый виновен вызвать для передачи его сотрудникам правоохранительных структур с передачей доказательств совершённого преступления прибывшему сотруднику, а в случае невозможности доставить задержанного преступника в места заключения, для отбывания им наказания на предусмотренный законом срок;

11.12. Сдать в установленном законом порядке изъятые у преступника оружие, боеприпасы и запрещённые действующим законодательством вещества;

11.13. Если преступление относится к ведению суда Штата, доставить подозреваемого в здание Капитолия (Мэрии) и передать его сотруднику USSS вместе с доказательствами его вины для проведения судебного заседания.

Статья 12. Порядок задержания сотрудников государственных структур:

Если есть достаточные основания полагать и имеются неопровержимые доказательства в том, что сотрудник государственных структур совершил преступление, сотрудник USSS обязан произвести задержание подозреваемого в следующей последовательности:

12.1. Предъявить подозреваемому служебное удостоверение, бейджик или жетон полицейского;

12.2. Попросить предъявить для визуального ознакомления служебное удостоверение, жетон или бейджик;

12.3. Надеть наручники/стяжки на подозреваемого;

12.4. Исключить внешнюю опасность сотруднику и посадить его в служебный автомобиль;

12.5. Зачитать подозреваемому его Конституционные права (Правило Миранды*) и сообщить статус задержанного;

12.6. Сообщить руководству государственной организации о задержании его сотрудника;

12.7. Уведомить Генерального прокурора Штата о совершении преступлении сотрудником государственных структур Штата для получения ордера на его арест, возбуждение уголовного дела и проведение оперативно-следственных мероприятий;

12.8. Если преступление относится к ведению суда Штата, доставить подозреваемого в здание Капитолия (Мэрии) и передать его сотруднику USSS вместе с доказательствами его вины для проведения судебного заседания.

Статья 13. Порядок задержания высших должностных лиц Штата:

13.1. Задержание, обыск, допрос и прочие процессуальные действия в отношении Губернатора штата, Вице-Губернатора, сотрудников Генеральной Прокуратуры, Глав департаментов Правительства, а также сотрудников USSS не допускаются,

13.2. В случае, если сотрудника USSS застали в момент совершения преступления или подозревают в совершении преступления, то на него составляется соответствующий протокол, в котором излагаются все детали совершённого преступления с приложением неопровержимых доказательств (видеофиксация), после чего эти материалы направляются в Генеральную Прокуратуру для дальнейшего разбирательства.

13.3. В случае, если Генерального Прокурора или, заместителя Генерального Прокурора застали в момент совершения преступления или подозревают в совершении преступления, то на него составляется соответствующий протокол, в котором излагаются все детали совершённого преступления с приложением неопровержимых доказательств (видеофиксация), после чего эти материалы направляются в Генеральную Прокуратуру для дальнейшего разбирательства.

13.4. В случае, если Губернатора штата, Вице-губернатора, главу департамента Правительства застали в момент совершения преступления или подозревают в совершении преступления, то на него составляется соответствующий протокол, в котором излагаются все детали совершённого преступления с приложением неопровержимых доказательств (видеофиксация), после чего эти материалы направляются в Генеральную Прокуратуру для дальнейшего разбирательства.

Статья 14. В случае, если при задержании подозреваемого возникает угроза жизни сотруднику или задержанному, то после того как на него надели наручники (стяжки) первостепенной задачей сотрудника является выход из зоны поражения любыми доступными способами и в дальнейшем действовать согласно вышеперечисленным порядкам задержания.

Статья 15. Лицо добровольно сдавшее оружие, запрещённые предметы в установленном законом порядке освобождаются от уголовной ответственности предусмотренным действующим законодательством штата Сан Андреас.

Статья 16. Сотруднику правоохранительных органов запрещено конвоировать более одного задержанного.

* Правило Миранды - “Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Если вы не гражданин США, вы можете связаться с консулом своей страны, прежде чем отвечать на любые вопросы. Также Вам положен один телефонный звонок”

Статья 17. Обыск и личный досмотр.

17.1. Подозреваемый может быть подвергнут обыску на месте, в случае:

- при совершении преступлений, предусмотренных действующим Уголовным кодексом в присутствии сотрудников правоохранительных органов Штата;

- при наличии неопровержимых доказательств в совершении преступлений, предусмотренных действующим Уголовным кодексом;

- если подозреваемый оказал сопротивление при задержании, неподчинении указанию должностного лица при задержании, попытке бегства или угрозы применения насилия в отношении должностного лица;

- в иных случаях необходимо предложить подозреваемому (задержанному) пройти в полицейский участок или штаб-квартиру FIB для проведения обыска, а в случае отказа, следует действовать в соответствии с абзацем 3 п. 1 настоящей статьи.

17.2. Обыск жилища, гаражей зданий и помещений, принадлежащих частным лицам или организациям любых форм собственности, производится только при наличии ордера от Генерального Прокурора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Штата.

17.3. Обыск личного автомобиля может производиться без ордера от Генерального Прокурора, только при непосредственном преследовании подозреваемого, а также при наличии ориентировки от сотрудников FIB/LSPD/USSS или иных органов правоохранительной системы.

17.4. Вскрытие багажного отделения и объявление в розыск по номерам транспортного средства для поиска владельца автомобиля, если самого владельца или водителя транспортного средства нет на месте преступления/правонарушения, возможен только при нарушении статей Уголовного кодекса Штата Сан-Андреас. При этом офицеры LSPD/агенты FIB/USSS, при вскрытии багажного отделения или объявление в розыск по номерам транспортного средства для поиска владельца автомобиля обязаны хранить видеоматериалы в течение 3 суток (72 часов) при совершении данного процессуального действия.

Статья 18. Личный досмотр граждан сотрудниками правоохранительных организаций личных вещей возможен только при добровольном согласии на это гражданина и не требует ордера от Генерального Прокурора.

Статья 19. Освобождения подозреваемого.

19.1. Подозреваемый подлежит освобождению по решению сотрудника, проводившего задержание и допрос, если:

19.2. Нет оснований полагать, что данное лицо причастно к совершению преступления;

19.3. Отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

19.4. Задержание было произведено с нарушением норм Процессуального Кодекса.

19.5. По истечении 40 минут с момента задержания, подозреваемый подлежит освобождению, если в его отношении не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 20. Уведомление о задержании.

20.1. Задержанный гражданин имеет право на один телефонный звонок в присутствии сотрудника правоохранительных органов, в целях уведомления личного адвоката, близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения;

20.2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим или сотрудником правоохранительных органов – извещается руководитель структурного подразделения, либо заместитель;

20.3. В случае, если задержанное лицо является представителем адвокатской палаты (адвокатом), необходимо уведомить об этом Генеральную Прокуратуру.

Статья 21. Государственная пошлина при досрочном освобождении

21.1. Досрочный выход из заключения возможен только при отбытии осуждённым не менее половины назначенного ему сроком наказания;

21.2. Правом досрочного освобождения на территории штата обладают государственные адвокаты;

21.3. Согласно Конституции штата, выпуск под залог предусмотрен для всех его граждан за исключением преступлений исключающий досрочное освобождение.

21.4. Сумма залога для досрочного освобождения устанавливается действующим законодательством Штата.

Статья 22. Список статей Уголовного кодекса штата, по которым запрещено досрочное освобождение. 1.5, 1.6, 1.10, 2.1, 5.4, 5.5, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5, по статье 6.7 запрещён выпуск под залог только случае, если гражданин проник на территорию U.S. Army: Fort Zancudo, 6.8.1 6.10, 8.2, 8.1, 8.3, 9.4, 9.5, 11.1, по статье 11.3.2 запрещён выпуск под залог только случае, если гражданин направлял оружие на сотрудника правоохранительных органов, 11.4, 11.5, 11.8, 12.3, 12.5, 12.6.

Статья 23. Право на обжалование.

23.1. Гражданин вправе обжаловать действия правоохранительных органов, подав жалобу на сотрудника руководителю соответствующего ведомства. Руководитель вправе применить дисциплинарное взыскание в отношении такого сотрудника либо возбудить в его отношении уголовное преследование, помимо этого, все решения, принятые таким сотрудником, подлежат полной реабилитации.

23.2. Гражданин вправе обратиться с жалобой на сотрудника правоохранительного ведомства в Генеральную Прокуратуру, после чего осуществляется прокурорская проверка, по результатам которой выносится мотивированное решение в отношении сотрудника ведомства или в суд.